С 1 сентября 2022 года изменились правила раздела долей в праве собственности на жилое помещение. Закон определил предельно допустимый минимальный размер доли в квартире или доме и теперь запрещает дробить жилье так, чтобы на одного человека приходилось меньше 6 квадратных метров.
Принятый 14 июля 2022 года Федеральный закон № 310-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает минимум дробления долей в праве собственности. При перерасчете в метры доля каждого собственника в праве общей долевой собственности на жилье не может составлять менее 6 кв. м общей площади.
В частности, предусмотрено, что размер площади квартиры, например, приходящейся на долю каждого из сособственников и определяемой пропорционально размеру доли каждого из сособственников, должен быть более 6 кв.м. Сделки, совершенные в нарушение указанных правил, являются ничтожными. Исключение составляют случаи, когда право общей долевой собственности возникает на жилое помещение в силу закона, в том числе в результате наследования, а также на случаи приватизации жилых помещений.
«После 1 сентября создание новых микродолей становится невозможным. Любая сделка по приобретению и отчуждению образованной микродоли в жилом помещении запрещена. Она не сможет являться основанием регистрации, поскольку будет ничтожной, и в регистрации права общей долевой собственности будет отказано. Уже существующие микродоли под запрет не подпадают, а также доли, образуемые в результате оформления наследства, приватизации и использования материнского (семейного) капитала. Сделки с ними можно будет совершать», — комментирует руководитель Управления Росреестра по Пензенской области Оксана Романова.
Кроме этого, документом внесены изменения в законодательство, согласно которым суд вправе изменить соотношение долей в общем имуществе супругов также в случае, если один из них совершал недобросовестные действия, которые привели к уменьшению общего имущества супругов, в том числе совершал без согласия другого супруга сделки по отчуждению общего имущества, к которым судом не были применены последствия их недействительности по требованию другого супруга.